Публикации
Доклад института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" подготовлен сотрудниками этого института к XXI Апрельской международной научной конференции.
Доклад Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» подготовлен сотрудниками этого института к XXI Апрельской международной научной конференции.
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ – Центра исследований структурной политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ – Сколково, Института проблем правового регулирования, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Института экономики транспорта и транспортной политики, Института образования. Цель доклада – выделить отдельные вызовы в законодательном реагировании на технологические изменения и предложить возможные принципы «нового регулирования». В докладе выделяется ряд критических с позиций прорывного научно-технологического и экономического развития областей регулирования: регулирование оборота данных; искусственного интеллекта; беспилотного транспорта; рынков криптовалюты, рынков агротехнологий, при этом сопоставляется опыт различных стран, оцениваются преимущества и недостатки различных подходов к регулированию. На их основе обсуждаются новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений и отдельные принципы «нового регулирования».
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ – Центра исследований структурной политики, Института статистических исследований и экономики знаний, Института права и развития ВШЭ – Сколково, Института проблем правового регулирования, Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, Института экономики транспорта и транспортной политики, Института образования. Цель доклада – выделить отдельные вызовы в законодательном реагировании на технологические изменения и предложить возможные принципы «нового регулирования». В докладе выделяется ряд критических с позиций прорывного научно-технологического и экономического развития областей регулирования: регулирование оборота данных; искусственного интеллекта; беспилотного транспорта; рынков криптовалюты, рынков агротехнологий, при этом сопоставляется опыт различных стран, оцениваются преимущества и недостатки различных подходов к регулированию. На их основе обсуждаются новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений и отдельные принципы «нового регулирования».
Рассматривается опыт разработки нового документа «комплексная программа развития транспортной инфраструктуры» г. Новосибирска.
Материалы XXIV Международной научно-практической конференции содержат статьи, посвященные моделям и методам перспективных расчетов транспортных систем городов (ТСГ), проблемам проектирования и реализации проектов ТСГ, инфраструктуре легкового и велосипедного транспорта, пешеходному движению, экономике, организации и управлению ГОТ, организации и безопасности городского движения, истории ГОТ. Продолжается обсуждение первого в России терминологического словаря по ТСГ. В конференции приняли участие ученые и специалисты России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Нижний Новгород, Омск, Хабаровск, Барнаул,…), Беларуси, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, США, Украины, Франции.
За истекшие два десятилетия в транспортных системах российских городов происходили противоречивые процессы. С одной стороны пред- принимались амбициозные проекты строительства метрополитенов и закрывались сети пассажирского электротранспорта. С другой стороны ведѐтся поиск бюджетных способов улучшения работы массового пас- сажирского транспорта. Наиболее передовые практики пока немногочис- ленны: ввод выделенных полос и обособление трамвайных путей проводят считанные города.
В 2015 году был принят федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…». Закон определил полномочия органов исполнительной власти и механизмы привлечения перевозчиков к обслуживанию маршрутов. В статье рассматриваются механизмы взаимодействия органов исполнительной власти и перевозчиков в рамках положений федерального закона. Статья состоит из трех частей. В первой части изучается роль федерального закона среди других нормативно-правовых актов о пассажирском транспорте России. Вторая часть посвящена обзору положений федерального закона о межрегиональных перевозках. Третья часть посвящена анализу положений федерального закона о смежных межрегиональных, межмуниципальных и муниципальных перевозках.
В статье проводится обзор Российско-Иранских отношений в контектсе формирующихся международных транспортных коридоров в Центральной Евразии. Россия и Иран имеют различные точки соприкосновения интересов в части развития автомобильного транспорта, отдельных линий железных дорог и поставок оборудования и транспортной техники. В месте с этим страны принципиально расходятся в оценках эффективности отдельных международных транспортных коридоров.
This volume discusses post-socialist urban transport functioning and development in Russia, within the context of the country’s recent transition towards a market economy. Over the past twenty-five years, urban transport in Russia has undergone serious transformations, prompted by the transitioning economy. Yet, the lack of readily available statistical data has led to a gap in the inclusion of Russia in the body of international transport economics research. By including ten chapters of original, cutting-edge research by Russian transport scholars, this book will close that gap. Discussing topics such as the relationship between urban spatial structure and travel behavior in post-soviet cities, road safety, trends and reforms in urban public transport development, transport planning and modelling, and the role of institutions in post-soviet transportation management, this book provides a comprehensive survey of the current state of transportation in Russia. The book concludes with a forecast for future travel development in Russia and makes recommendations for future policy. This book will be of interest to researchers in transportation economics and policy as well as policy makers and those working in the field of urban and transport planning.
В статье рассматриваются развитие микроавтобусных пассажирских перевозок и транспортная политика местной власти. Во вводной части описывается история вопроса, приводятся положительные и отрицательные качества микроавтобусных перевозок, представлен обзор отечественной и зарубежной литературы. В основной части работы на примере двух городов - Бишкека (Киргизия) и Махачкалы (Россия) - рассматриваются маршрутные системы общественного транспорта и транспортной политики власти, проводимая в отношении перевозчиков. Выявляется несоответствие доминирующей роли микроавтобусов и пассивной политики власти. В заключительной части приводятся рекомендации по оптимизации транспортной политики и системы регулирования перевозок.
Дерегулирование рынка общественного пассажирского транспорта в РФ привело к нарастанию негативных дисбалансов в сфере транспортного обслуживания населения. В отдельных регионах в этой связи предприняты шаги для более эффективного использования имеющихся перевозочных мощностей. Такие концепции в своей основе затрагивают вопросы потенциальной доступности населённых пунктов и проблемы регулирования рынка предоставляемых транспортных услуг. Представлен опыт подобных исследований в Пермском крае. Основываясь на методике пространственного анализа, рассмотрены особенности сложившейся системы транспортного обслуживания населения этого региона, и предложены конкретные организационные и управленческие решения по её оптимизации. Предлагаются пошаговые мероприятия по взаимоувязке разных видов транспорта в направлении перехода к интермодальному типу функционирования транспортного комплекса.
В статье анализируется современные особенности распределения пассажиропотоков между железнодорожными станциями г. Москвы. Представляются последствия применения различных инструментов для управления загрузкой станций.
В статье рассматривается состояние отрасли городского электрического транспорта в конце 1980-х гг. Авторами сделана попытка раскрыть глубинные проблемы, существовавшие в сфере электротранспорта РСФСР, а также анали- зируются действия и планы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР по совершенствованию транспортного облуживания городов.