• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт проекта

Аннотация

Современные подходы к оценке последствий реализации крупных транспортных проектов базируются либо на теоретических моделях, либо на ретроспективном анализе. В отечественной практике встречаются примеры теоретических подходов к оценке эффектов от транспорта. Однако изучение реальных последствий зачастую отсутствует, либо исчерпывается констатацией в эксплуатационных терминах транспортной системы.

Особый интерес вызывает и зарубежный опыт, поскольку сегодня принято оперировать данными, полученными в городах с иной, скажем так, институциональной конфигурацией. Это провоцирует обсуждение транспортных проектов в своего рода бихевиористских терминах, ссылаясь при этом на опыт развитых стран. Дискуссия в таких терминах превращается в обмен стереотипами и предубеждениями, а не аргументированным диалогом с четкой эмпирической базой. Тем не менее, исследований какие реальные изменения способен привнести транспорт сегодня в России попросту не существует. С одной стороны, это вызвано интеллектуальным застоем в отрасли, с другой – практически полным отсутствием столь масштабных проектов в новейшей истории страны.    

Аналогично и реализацию проекта МКМЖД (МЦК) предварял теоретический расчет НИиПИ генплана, который не один раз был переписан. И вновь прогнозы как пассажирское движение реально повлияет на город вызывает бурные дискуссии. В этой связи интерес представляет, по сути, описание изменений, произошедших ввиду организации пассажирского движения по уже бывшей Окружной железной дороге. Научной задачей в таком случае оказывается формирование адекватного методического аппарата.

Очевидно, что методами единственной дисциплины охватить предмет невозможно и необходим комплексный подход на стыке транспортных исследований, социологии мобильностей, экономики города, городских исследований, статистики. С точки зрения транспортных исследований особый интерес вызывают изучение качества перевозок, адаптации сети наземного транспорта под новую железнодорожную инфраструктуру. Аппарат социологии мобильностей применим для анализа механизмов изменения транспортных привычек, осведомленности населения о маршрутах общественного транспорта, изучения репрезентаций МЦК с помощью контент и дискурс анализа. Аппарат экономики города необходим для анализа политической экономии процессов городского развития, формирования приоритетов в части изучения проектов планировки и соответствия (или несоответствия) им, динамики цен на недвижимость и рентных ставок. На уровне городских исследований имеет смысл говорить о функциональных изменениях городской среды в пешеходной доступности от линии, пространственном анализе, влиянии интенсивности потока на характер трансформации среды. Обращение к статистике позволит решить одну методическую задачу, связанную с формированием выборочной совокупности, где основной выборки является инфраструктура, а не список всех пассажиров. 

Таким образом, предлагаемый проект является своего рода пионером в проведении исследований подобного масштаба. Очевидно, что он не может исчерпываться одним наблюдением и подразумевает долгосрочную перспективу, периодичность проведения. Результаты позволят говорить о темпе и характере изменений городской среды и транспортного обслуживания, оперируя при этом не теоретическими построениями, а реальными данными.  

Цель проекта: сбор данных о характере изменений городской среды и изменений транспортного поведения населения в результате открытия пассажирского движения на МЦК.


Задачи исследования:

- Проанализировать зарубежный опыт критически.

- Разработать методический инструментарий.

- Изучить влияние пассажиропотока на городскую среду в части повышения стоимости земельных участков, появления точек интересов, видов активностей, функционального разнообразия и тп.

- Получить данные, характеризующие изменение транспортных привычек населения, осведомленности о маршрутах, качестве новой транспортной системы, характера пересадочности.

- Заложить основу под получение динамических рядов изменения ситуации по разработанным критериям.

Сроки проведения работы над проектом: 2017 год

Ожидаемые научные результаты исследований: публикации в отечественных и зарубежных журналах


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.