Монография «Город и перевозчики: история транспортных реформ»
В апреле 2024 года в Издательском доме НИУ ВШЭ вышла монография «Город и перевозчики: история транспортных реформ».
О книге рассказывают ее автор — Александр Рыжков, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики, и научный редактор монографии — Михаил Блинкин, научный руководитель Факультета городского и регионального развития.
О чем эта книга
Книга открывает российскому читателю новую научную дисциплину – государственное управление в общественном транспорте (public transport governance). Она объединяет знания об управлении, регулировании и финансировании общественного транспорта.
Эта дисциплина начала формироваться в 1980-е годы вместе с первыми организационными реформами в отрасли – опытом дерегулирования автобусов в Великобритании, приватизацией муниципальных предприятий и внедрением контрактных отношений с перевозчиками. Сегодня в сфере интересов этой дисциплины практики взаимодействия с перевозчиками и пассажирами, конкурентная политика, вопросы эффективности, дизайн контрактных отношений, формулирование показателей деятельности, вознаграждение и стимулирование перевозчиков, мониторинг качества и многие другие аспекты.
Михаил Блинкин, научный руководитель Факультета городского и регионального развития:
В монографии впервые в российской профессиональной литературе комплексно осмысляются мировые и российские практики взаимодействия между государством и бизнесом в сфере городского пассажирского транспорта. Проведенная работа дает понимание, как формировались соответствующие практики, каким было их практическое применение с учетом институционального контекста и какими были последствия с точки зрения интересов городского пассажира, транспортного бизнеса, репутации городской власти.
Какие темы рассматривает книга
Книга построена в формате исторического анализа ключевых организационных реформ прошлого. Реформ, которые в разное время создавали представления о том, как «правильно» организовывать работу общественного транспорта и какую политику следует проводить в отношении перевозчиков. Такой подход позволяет шире взглянуть на прошлое, настоящее и будущее транспортной отрасли.
Она начинается с обзора исторических моделей организации конно-каретных перевозок. В частности, рассмотрены кейсы нескольких исторических реформ, например, преобразованием парижского омнибусного транспорта в монополию в 1855 году. После этого в книге рассматриваются современные организационные реформы: британское дерегулирование 80-х годов, скандинавские контракты 90-х годов, голландские контракты 2000-х годов и современные контракты с муниципальными предприятиями 2010-х годов.
Александр Рыжков, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики:
Практически каждая глава вводит в российскую дискуссию совершенно новые примеры, которые раньше не были известны нашим экспертам. Могу рассказать о своих впечатлениях. Во время подготовки каждой главы у меня возникали озарения, инсайты. Например, дерегулирование автобусов в Великобритании принято считать провальным опытом, без каких-либо положительных сторон. Однако при подробном изучении становится ясно, что несмотря на многие известные недостатки у британского опыта есть местные успехи, и что зачастую отрицательная точка зрения основана на поверхностных суждениях, «мифах о дерегулировании».
Книга отдельно рассматривает организацию перевозок в развивающихся странах. Актуальность этого блока для России в том, что у нас схожие проблемы. Пресловутые маршрутки, низкое качество перевозок. И глава рассматривает как в развивающихся странах пытаются реформировать эту сферу. В частности, приведены примеры масштабной транспортной реформы в городе Сантьяго (Чили) и о развитии регулировании микроавтобусных перевозок в Кении.
Последние главы в книге посвящены анализу организации перевозок в России, в частности, первой крупной организационной реформы – Новой модели взаимодействия с перевозчиками в Москве. В книге описывается процесс внедрения федерального закона 220-ФЗ, распространения контрактной системы, в частности, опыт первых брутто-контрактов. Описывается подход к реформам общественного транспорта в наших городах. Столичному опыту уделено особенное внимание, описывается как эта реформа стала первопроходцем в России и эталоном для других городов.
Почему эта тема актуальна
Не нужно быть специалистом, чтобы заметить проблемы общественного транспорта в наших городах. Многие пассажиры ежедневно пользуются устаревшими транспортными средствами, используют архаичные способы оплаты проезда, испытывают трудности с получением льгот, в конце концов рискуют жизнью из-за низкой безопасности перевозок. К этому можно добавить искусственное разделение маршрутов на социальные и коммерческие, хронически кризисное состояние муниципальных предприятий, неподотчетность частных перевозчиков и безынициативность властей.
Счастливыми исключениями являются разве что города, которые провели реформы в сфере перевозок. В последние годы появилось несколько практических примеров, таких как реформы перевозок в Москве, Перми и других городах, которые начали формировать практический опыт реформ. В книге производится классификация этих реформ, анализ их плюсов и минусов, так как из совокупности этого опыта и будет формироваться новая профессиональная школа специалистов по общественному транспорту.
Кому будет интересна эта книга
Александр Рыжков, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики:
Я постарался сделать книгу доступной широкому кругу читателей, интересующихся городским планированием и управлением. Она не перегружена сложными терминами, а если они и используются, то объясняются в понятной форме. Таким образом я стремился снизить барьеры доступа в профессию для новых специалистов. В то же время мне хотелось, чтобы приведенная информация и глубина размышлений сделали настоящее издание полезным для сугубо профессиональной аудитории – прежде всего для управленцев в сфере общественного транспорта, сотрудников органов власти. Я также надеюсь, что оно заинтересует академическую аудиторию и вдохновит других исследователей на изучение вопросов организации перевозок.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.