Лекция М.Я. Блинкина для Лектория выставки "Идеи 2020"
Директор Института М.Я. Блинкин выступит с публичной лекцией на выставке "Идеи 2020", которая пройдет 15 марта в центральном телеграфе на Тверской. Тема лекции: Мобильность города - вчера, сегодня, завтра.
Михаил Блинкин,
ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
МОБИЛЬНОСТЬ ГОРОДА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
__________________________________________
Аннотация к публичной лекции для Лектория выставки "Идеи 2020»
Мобильность города ограничена некоторыми антропологическими инвариантами транспортного поведения горожан в духе идей Цезаре Марчетти. Отсюда – чрезвычайный консерватизм в форматах и сценариях городской мобильности. За последние 350-400 лет развития городов мира зафиксированы три главные вехи трансформации городской мобильности:
• В письме к герцогу д’ Роанне, написанном осенью 1661 гола, Блез Паскаль формулирует фундаментальную идею регулярного общественного транспорта, содержащий все его родовые признаки, неизменные до сегодняшнего для. Первый маршрут в духе Паскаля открывается в Париже в 1662 году.
• В 1908 году Генри Форд открывает продажи первого массового пассажирского автомобиля Ford T, формируя, тем самым, феномен массовой индивидуальной мобильности. В следующие два десятилетия Роберт Мозес формирует архетип автомобильного города – “car-dependent city”.
• На рубеже XX-XXI веков обозначается слом восходящих траекторий массовой автомобилизации. Одновременно эксперты начинают говорить о наступлении т.н. “Digital Age Transportation”. Главными признаками новой эры становится массовое распространения IT-инструментов, которые обеспечивают возможность индивидуализации «мобильности Паскаля» и, одновременно, «обобществления» «мобильности Форда».
Автор планирует проследить историю и географические ареалы бытования главных форматов городской мобильности и сделать некоторые прогнозы на будущее.