Эксперты НИУ ВШЭ оценили возможные последствия законопроекта о локализации
Такая сумма складывается от снижения налоговых поступлений на 76,2 млрд руб. за три года (25,4 млрд руб. в год) из-за ухода водителей из отрасли «в тень», ещё в 273 млрд руб. оцениваются недополученные объёмы таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов за импортируемые автомобили.
Такая оценка приведена в аналитической записке Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «О влиянии новых требований к локализации автомобилей на сегмент таксомоторных перевозок».
Методология
Эксперты рассмотрели опубликованную редакцию законопроекта, ими были изучены аспекты спроса на новые легковые автомобили на российском рынке, динамика цен, покупательские предпочтения по модельному ряду автомобилей. Также они проанализировали показатели деятельности АО «АвтоВАЗ» как крупнейшего отечественного автопроизводителя. При анализе учитывались данные о спросе на услуги такси в разных городах РФ, численность персонала предприятий таксомоторного транспорта, выручка перевозчиков.
Состояние отрасли
На конец 2024 год доля поступления новых авто всех марок в такси составила 11% от общего объема продаж легковых автомобилей в России. При этом, исходя из среднерыночной цены, стоимость нового автомобиля в 2,7 раза выше, чем автомобиля с пробегом.
Таким образом, в течение нескольких лет самозанятые водители на личных автомобилях потеряют доступ к занятости в такси, так как их автомобили не будут достаточно локализованными, а приобретение новых отечественных автомобилей окажется недоступным из-за такого ценового разрыва (без привлечения кредитных средств). Согласно расчетам, если требование о локализации вступит в силу, то расходы на эксплуатацию автомобилей также вырастут в два раза. Это приведет к убыточности деятельности большей части водителей.
В результате водители будут уходить из отрасли, и дефицит кадров в такси может увеличиться до 500 тыс. человек в течение трех лет.
С учетом экономических эффектов от реализации положений законопроекта необходима дополнительная оценка законодательной инициативы.