• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правила дорожного движения одинаковы для всех транспортных средств

Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института, приняла участие в круглом столе на тему «Совершенствование надзорной деятельности с целях снижения аварийности на дорогах». Организатором круглого стола выступило Министерство транспорта РФ. Екатерина сделала доклад на тему «Российская практика обеспечения безопасности дорожного движения: оценка современной ситуации, международные сопоставления, причины неэффективности». Для ознакомления с ключевыми тезисами нажмите на саму новость.




Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института, приняла участие в круглом столе на тему «Совершенствование надзорной деятельности с целях снижения аварийности на дорогах». Организатором круглого стола выступило Министерство транспорта РФ. Екатерина сделала доклад на тему «Российская практика обеспечения безопасности дорожного движения: оценка современной ситуации, международные сопоставления, причины неэффективности».

Ключевые тезисы доклада:

1) Современная ситуация в нашей стране в сфере обеспечения БДД весьма тяжёлая: абсолютные показатели дорожной смертности в России снижаются медленно и не стабильно. Технический анализ выявляет выраженную волнообразную динамику рассматриваемого показателя на фоне слабого (в среднем за 1990-2015 гг. на 1% в год) понижательного тренда.

2) Целевое значение 10,6 (В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 598) случаев достижимо при условии сокращения смертности в среднем до 15 256 случаев на 100 000 человек населения (принят средний вариант прогноза роста населения 143 927,5 тыс. чел. к 2018 году по данным ГКС), что в 1,8 раза меньше текущих показателей.

3) Для сравнения 10,6 погибших в ДТП на 100 000 жителей – значение показателя, характерное для США – страны с уровнем автомобилизации более 800 автомобилей на 1000 жителей (почти в 3 раза выше, чем в среднем по России). Близкие значения уровня социальных рисков наблюдаются в КНДР (10,7) и в Польше (10,8).

4) Показатели смертности от ДТП за период реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» сократились в среднем на 4% (с 22,92 в 2006 г. до 18,85 в 2012 г.)

5) Даже если принять перспективные темпы снижения смертности на уровне 5% устойчивыми на период до 2018 года, вряд ли удастся достигнуть показателя социальных рисков ниже значения 15 погибших в ДТП на 100 000 жителей.
Вывод: резервы наших традиционных подходов исчерпаны.

6) Опыт многих стран «догоняющего развития» показывает, что позитивный вклад инновационного фактора в снижение транспортных рисков во многих случаях нивелируется пробелами, порождаемыми несовершенством качества общественных практик, институтов и механизмов, формирующих транспортное поведение участников дорожного движения.

7) Новая политика обеспечения безопасности дорожного движения предполагает замену «негативной коалиции на дорогах» (противостояние участников движения полицейским и привилегированным участникам) – позитивной (коалиция добропорядочных участников и полицейских против субстандартных участников движения).

8) Ключевые условия формирования позитивной дорожной коалиции включают в себя принятие мер:
• твердая и регулярно подтверждаемая установка власти на неотвратимое наказание опасных (агрессивных) водителей, независимо от их статуса и прочих посторонних обстоятельств.
• ориентация полицейской практики на защиту прав и интересов добропорядочного (стандартного) участника дорожного движения
• обеспечение безусловного равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения

9) Предмет озабоченности в продвинутых практиках – «3D»: Dangerous, Drunk and Drugged Driving. Мы боремся с «1D» – ищем признаки алкоголя, даже при наличии очевидных признаков агрессивного вождения. При этом опасное вождение может вызвано не только пьянством, но и многими прочими причинами; например, уверенностью в полной безнаказанности.

10) В этой связи в российское законодательство, правоприменительную практику и общественное сознание должна быть внедрена следующая установка: правила дорожного движения одинаковы для всех транспортных средств, независимо от статуса их владельца.

 

11) В числе прочих мер, направленных на последовательное приведение институциональной среды дорожного движения к стандартам, характерным для развитых стран мира, следует предусмотреть:
  • Отказ от архаической нормы по поводу «прав на управление транспортными средствами» (статья 25 Федерального Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»).
  • Введение института «водительских историй» – регулярно ведущихся файлов, в которые заносятся выявленные факты нарушений ПДД и, соответственно, начисляются штрафные баллы, прогрессивно увеличивающие тариф на страхование гражданской ответственности и ущерба.
  • Отказ от архаической практики мировых соглашений с пострадавшими или семьями погибших, позволяющей виновнику избежать уголовного наказания в случае ДТП со смертельным исходом. Достигнутое мировое соглашение по поводу компенсации причиненного ущерба не должно освобождать виновника от уголовного преследования со стороны правоохранительных органов.