• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертное мнение М. Я. Блинкина: почему Москва не приспособлена к высокой степени автомобилизации?

Что такое УДС и "автомобильное счастье" в Москве?

Мера приспособленности города к массовому использованию автомобилей определяется тривиальной формулой для исчисления площади улично-дорожной сети (УДС), приходящейся на единицу автомобильного парка – RSV (Road Space Area per Vehicle). В числителе этой формулы – количество квадратных метров асфальта общего пользования (эта цифра в точности известна городским коммунальщикам, хотя бы в целях уборки снега), в знаменателе – численность автомобильного парка (точность здесь невелика по причине наличия автомобилей иногородней регистрации, а также неутилизированного автомобильного хлама; однако, примерные цифры общедоступны).

Несложный расчет (и вековой мировой опыт!) показывает, что весь наличный парк автомобилей сможет одновременно и с комфортом «разместиться» на городской улично-дорожной сети (то есть ездить с приемлемой скоростью), если RSV составляет порядка 200 кв. метров.


В Москве числитель нашей формулы составляет 101,7 млн кв. метров; эта официальная цифра недавно было представлена в пояснительной записке к городскому бюджету на 2020-2022 гг. В знаменателе – не менее 5 млн. автомобилей. Получается, что у нас в Москве RSV меньше 20 кв. метров, то есть потенциальный спрос на ресурсы УДС в 10 раз (sic!) превышает предложение.

Если на столичную УДС одновременно выезжает порядка 500-600 тысяч автомобилей (то есть 10% от наличного парка), то Москва более-менее «едет». Если спрос составляет хотя бы 20% от наличного парка, то есть на УДС выезжает одновременно порядка 1 млн автомобилей (как это случается в канун больших праздников!), Москва «стоит».

Замечу кстати, что Москва ежегодно увеличивает числитель нашей формулы примерно на 1%, то есть на 1 млн кв. метров. Без всяких преувеличений это грандиозный прирост: в пересчете на понятные цифры – примерно ¼ МКАД ежегодно. Беда, однако, в том, что знаменатель за все последние годы прирастает темпами никак не менее 4-5 процентов.


Ещё одна беда в том, что каждому автомобилю необходим еще и лот для резидентного размещения (для ночлега), а также должное количество парковочных лотов по месту потенциальных поездок. С этим делом в Москве обстоит не лучше, чем с УДС. Так что, автомобильного счастья в нашем городе нет, и никогда не будет…